В январе-мае 2020 года в рамках реализации плана мероприятий «Концепции региональной системы оценки качества образования Пензенской области» (утвержденной приказом Министерства образования Пензенской области от 29.01.2020 № 42/01-7), Управлением мониторинга и анализа качества образования ГАОУ ДПО ИРР ПО проведено исследование по теме «Школьники Пензенской области: образование, ориентиры и ценности».
Исследование было организовано в интерактивном формате и вызвало большой интерес у целевой аудитории – в нем приняли участие более 12000 обучающихся 4-11 классов общеобразовательных организаций г. Пензы, г. Кузнецка, г. Заречного и 27 муниципальных районов Пензенской области.
Согласно результатам исследования, большинству обучающихся нравится учиться в школе, однако только 53,3% опрошенных вполне по силам усвоение учебного материала. У остальных школьников возникает ряд проблем с обучением по отдельным предметам. В качестве основных затруднений были отмечены: сложность изучаемого материала (54,0%), его большой объем (40,7%), недостаточное усвоение некоторых тем (27,9%).
Что касается качества знаний, получаемых в школе, то ими удовлетворены более 90,0% обучающихся.
Для того, чтобы быть счастливыми сейчас и успешными в будущем, современным школьникам необходимы: изучение предметов, полезных для выбранной специальности (77,0%), занятия в интересных кружках, секциях, клубах (44,6%), встречи и беседы с успешными, интересными людьми (38,9%).
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что в школах Пензенской области проводится большая работа по профессиональной ориентации обучающихся, что способствует развитию учебной мотивации школьников и повышению качества образования. Большинство респондентов отметили, что, обучаясь в общеобразовательных организациях, они не только приобретают необходимые знания по учебным предметам, но и получают помощь при выборе будущей профессии — это: проведение тестирования на интересы, способности и личные качества (43,7%), организация экскурсий на предприятия (29,8%), проведение лекций о профессиях (26,1%), презентации учреждений профессионального образования (23,5%), деловые игры и тренинги на самоопределение (16,0%).
Более половины опрошенных точно знают, кем они хотят работать в будущем, и в качестве основного мотива, влияющего на выбор будущей профессии, выделяют личные склонности, способности в выбранной сфере (72,9%).
Что касается взаимоотношений, складывающихся в классе, то подавляющее большинство школьников отметили взаимное расположение, понимание, сотрудничество (85,7%) и указали наличие друзей в классе (96,8%). Основная масса респондентов не испытывает проблем при общении с учителями (84,5%).
Более 80,0% современных школьников считают себя патриотами России, а в качестве главных авторитетов отмечают членов своей семьи, педагогов, общественных деятелей, спортсменов и ученых.
Результаты проведенного исследования будут использованы ГАОУ ДПО ИРР ПО в рамках проведения методической работы с целью совершенствования деятельности общеобразовательных организаций Пензенской области.