В современных условиях развития общества возрастает значение сети «Интернет» в образовательном процессе. В этой связи все более актуальной становится проблема обеспечения информационной безопасности обучающихся.
С целью изучения данной проблемы в октябре-ноябре 2020 года Управлением мониторинга и анализа качества образования ГАОУ ДПО ИРР ПО проведен опрос школьников по вопросам безопасного поведения в информационной среде.
Исследование было организовано в интерактивном формате и вызвало большой интерес у целевой аудитории – в нем приняли участие более 11700 обучающихся 4-11 классов общеобразовательных организаций г. Пензы, г. Кузнецка, г. Заречного и 27 муниципальных районов Пензенской области.
Согласно результатам исследования, большинство обучающихся (97,4%) активно используют возможности сети «Интернет» в повседневной жизни; 17,0% школьников ежедневно проводят в сети «Интернет» менее 1 часа, 39,1% опрошенных – до 2 часов, а 43,9% школьников 3-4 часа и более. Следствием этого выступают развивающаяся привязанность к виртуальной реальности и используемым гаджетам, ослабление межличностных взаимоотношений. Также 59,7% респондентов отметили, что сеть «Интернет» для них, прежде всего, является источником информации, для 26,5% — это средство общения, а для 11,8% обучающихся – лишь источник развлечений.
Большинство школьников (97,5%) осведомлены о существовании опасностей в сети «Интернет», однако далеко не все респонденты выбрали верные стратегии поведения в случае возникновения различных потенциально опасных ситуаций. Еще одной проблемой выступает недостаточная социально-психологическая готовность противостоять виртуальным угрозам. Что касается информации, которую школьники размещают о себе в социальных сетях, то 71,4% респондентов размещают только те данные, которые нужны для регистрации в социальной сети, и пользуются настройками приватности; 23,8% — не размещают никакой информации, пользуются только «никнеймом»; а 4,9% — размещают подробную информацию о себе, включая фото и персональные данные.
Согласно результатам исследования, лишь 35,3% родителей школьников серьезно относятся к проблеме безопасности в информационной среде и регулярно проводят с ними соответствующие беседы. В силу недостаточной цифровой компетентности и высокой занятости значительная доля родителей не проявляет интереса к виртуальной жизни своих детей. Также 86,4% обучающихся отметили, что в их школе регулярно проводятся уроки, классные часы и беседы по теме «Безопасность в сети «Интернет».
Таким образом, в общеобразовательных организациях Пензенской области уделяется внимание теме безопасного поведения обучающихся в информационной среде, однако здесь предстоит еще много работы по направлению подготовки обучающихся к безопасному освоению Интернет-пространства. Только комплексное решение данной проблемы со стороны семьи и школы позволит уменьшить риски негативного воздействия на школьников виртуального пространства. Мероприятия цифровой безопасности не только для обучающихся, но и для их родителей должны стать частью образовательного процесса и иметь методическую поддержку со стороны специалистов данной сферы.
Результаты проведенного исследования будут использованы ГАОУ ДПО ИРР ПО в рамках проведения методической работы с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях Пензенской области.