Представители педагогического сообщества и власти обсудили вопросы снижения бюрократической нагрузки на учителей

Открытый диалог на тему «Бережливая педагогика: дебюрократизация и эффективность педагогического труда» состоялся 15 августа на базе Института регионального развития Пензенской области.

Участие в нем приняли: Олег Ягов, заместитель Председателя Правительства Пензенской области; Александр Воронков, Министр образования Пензенской области; Ольга Федосеева, ректор Института регионального развития Пензенской области; Любовь Беспалова, председатель Пензенской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ; сотрудники Института регионального развития; руководители образовательных организаций; педагоги; работники органов управления образований и методических служб.

Участников дискуссии приветствовал Олег Ягов:

— Уже не первый год на федеральном уровне, в субъектах РФ, в учительском сообществе идет дискуссия по поводу того, что педагогам катастрофически не хватает времени на общение с детьми, на учебные процессы и на самоподготовку. Учителя ключевой проблемой называют большое количество отчетов, документации, которые им приходится заполнять. Поэтому весной мы с Министром образования Пензенской области решили провести мониторинг среди учительского сообщества, чтобы услышать, с какими проблемами сегодня сталкивается учитель, насколько эти проблемы объективны и как их разрешить.

Продолжил тему Александр Воронков:

— Недавно Министр просвещения РФ Ольга Васильева вышла в Государственную Думу РФ с инициативой, связанной с законодательным закреплением трёх документов, обязательных к исполнению в общеобразовательных организациях. Вся остальная информация должна будет браться из открытых источников.

Кроме того, Министр заметил, что львиную долю времени у педагога отнимает ежемесячный отчет за стимулирующие выплаты, и призвал директоров школ подводить итоги результативности деятельности учителей раз в полгода.

На «круглом столе» были представлены результаты исследований, проведенных Центром мониторинговых исследований качества образования Института регионального развития за 2018 – 2019 учебный год.

— Существующая система отчетности волнует педагогов даже больше, чем существующая система начисления заработной платы. Это значит, что проблема вышла за критическую черту, — заметила Юлия Мананникова, директор Центра. – Согласно результатам исследований, педагоги регулярно выполняют свои должностные обязанности (в которые входят: составление рабочих программ, заполнение электронных форм документации, журнала, работа с дневниками). Однако, большинство заняты 50 дополнительными видами работ, связанными с составлением отчетной документации, которые должны выполняться с письменного согласия педагога и с дополнительной оплатой труда.

Но некоторые педагоги не всегда получают эту доплату, а ведь ежедневно на выполнение подобных поручений у них уходит более трех часов!

Проблемой является и то, что, не во всех школах технически оборудованы рабочие места педагогов, и Интернет не везде работает стабильно, и учителю приходится заполнять документацию и дома. И нужно учитывать, что большинство педагогов вынуждены работать в условиях повышенной нагрузки, так как зарплата за ставку не очень высокая. Да и недостаток в школе специалистов социально-психологического профиля дает о себе знать – на педагогов ложится дополнительная нагрузка.

— Таким образом, для учителя составление отчетности, классное руководство, дублирование документов выходят на первый план. И только потом идет подготовка к конкурсам, проверка тетрадей и разработка уроков, — сделала вывод Юлия Владимировна. – И мы предлагаем следующий ряд рекомендаций, чтобы выправить эту ситуацию: создать типовой перечень отчетов для учителей, оборудовать рабочие места педагогов, перейти на единую электронную форму заполнения электронных документов, организовать методические мероприятия тайм-менеджмента.

По ходу дискуссии Олег Ягов сделал следующие поручения:

— предоставить ему информацию по периодичности заполнения тех или иных документов;

— для анализа предоставить заполняемую учителем документацию за три учебных месяца;

— в каждой школе провести самоанализ заполняемых документов, ведь, случается, что дополнительную нагрузку учителю создает сама школа;

— донести до учителя его обязанности, прописанные в трудовом договоре;

— предоставить информацию для проработки единого календаря федеральных, региональных и муниципальных мероприятий;

— проанализировать работу классных руководителей (особенно в условиях работы более чем на одну ставку);

— организовать встречу с операторами связи, чтобы выбрать наиболее эффективную для работы педагогов на компьютерах;

— провести встречу через месяц, чтобы посмотреть, что изменилось после данной дискуссии.

В работе «круглого стола» приняли участие более 80 человек.

ФОТО