Школьники Пензенской области приняли участие в исследовании по вопросам качества образования

В мае-июне 2023 года центром научно-аналитического сопровождения региональной системы оценки качества образования проведено исследование мнения обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области. Опрос был организован в интерактивном формате, в нем приняли участие более 22 тысяч школьников 4-11 классов из 298 общеобразовательных организаций г. Пензы, г. Кузнецка, г. Заречного и 27 муниципальных районов.

Согласно результатам исследования, большинству респондентов (90,2%) нравится учиться в школе, однако только 57,9% опрошенным по силам усвоение учебного материала. У остальных обучающихся возникают затруднения при изучении отдельных предметов, связанные со сложностью и большим объемом заданий, непониманием объяснений учителя, недостаточным вниманием на уроках. В этой связи 33,3% школьников при выполнении домашних заданий часто обращаются к посторонней помощи.

Для того, чтобы быть счастливыми сейчас и успешными в будущем, школьники считают необходимым: изучение предметов, полезных для выбранной специальности, занятия в интересных кружках, секциях, клубах, встречи и беседы с успешными, интересными людьми. Более 70% опрошенных принимают участие в олимпиадах по образовательным предметам, творческих и научных конкурсах, спортивных соревнованиях.

В общеобразовательных организациях Пензенской области организована целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом потребностей современного рынка труда. Большинство школьников отметили, что не только приобретают необходимые знания по учебным предметам, но и получают помощь при выборе будущей профессии – это: тестирование на выявление интересов и способностей (39,6%), посещение лекций о профессиях (27,1%), организация экскурсий на предприятия (30%), презентации учреждений профессионального образования (22,6%), игры и тренинги на самоопределение (18,1%). Более половины респондентов (58,4%) уже определились с выбором профессии.

Что касается взаимоотношений, складывающихся в школьных классах, то большинство обучающихся отметили взаимное расположение, понимание, сотрудничество (87,6%), указали наличие друзей (96,5%) и отсутствие проблем при взаимодействии с педагогами (85,9%). Более 85% школьников считают себя патриотами России и отмечают, что на формирование их патриотических качеств больше всего повлияли родители, учителя и школа.

Для повышения качества обучения и воспитания в школе, респонденты считают необходимым: уменьшение объема учебной нагрузки, развитие внеурочной деятельности и индивидуального подхода к обучающимся, а также привлечение высококвалифицированных специалистов, применение новых методов обучения и улучшение материально-технического оснащения общеобразовательных организаций.

Результаты проведенного социологического исследования будут использованы Институтом регионального развития Пензенской области в рамках проведения методической работы с целью совершенствования деятельности общеобразовательных организаций Пензенской области.