В мае-июле 2023 года центром научно-аналитического сопровождения региональной системы оценки качества образования проведено исследование мнения родителей школьников. В опросе, организованном в интерактивном формате, приняли участие более 25 000 родителей обучающихся 1-11 классов 298 общеобразовательных организаций г. Пензы, г. Кузнецка, г. Заречного и 27 муниципальных районов Пензенской области.
Согласно результатам исследования, основной объем информации о деятельности школы респонденты получают на родительских собраниях (81,5%), из бесед с детьми (62,9%), индивидуальных бесед с педагогами (28,5%), а также из социальных сетей, мессенджеров (49,7%) и с сайтов школ (30,3%).
Основная масса респондентов оценили степень учебной нагрузки в школе как «высокую» (33,5%) и «среднюю» (65,2%). В числе проблем, вызывающих наибольшее беспокойство родителей школьников, были отмечены: большой объем домашних заданий, слишком интенсивное использование гаджетов, высокая утомляемость и состояние здоровья обучающихся, недостаточный уровень дисциплины в школах и нехватка квалифицированных педагогов. Более половины родителей школьников (60,6%) считают, что усвоение учебного материала обучающимся «вполне по силам», остальные респонденты отметили наличие проблем по отдельным учебным предметам. Большинство опрошенных отметили доброжелательность и внимательность педагогов.
Что касается оснащения школ по таким критериям, как: школьная мебель и оформление в классах; оснащение столовой, актового зала, спортивного зала; учебные приборы, макеты и оборудование; благоустройство школьной территории, фонд литературы в школьной библиотеке, оснащение компьютерных классов, доступ в интернет и др., то свыше 70,0% опрошенных оценили его как «отличное» и «хорошее».
Более половины респондентов (55,1%) полностью удовлетворены организацией воспитательного процесса в школе. Остальные родители обучающихся испытывают определенные проблемы в процессе воспитания своих детей и отмечают необходимость развития психологической помощи и индивидуального подхода в общеобразовательных организациях.
Кроме того, 69,6% родителей указали, что их дети регулярно посещают кружки и секции дополнительного образования. Наибольший интерес школьников вызывают объединения физкультурно-спортивной и художественной направленностей.
В целом большинство респондентов оценивают качество школьного образования как «высокое» (44,6%) или «среднее» (51,9%). Более половины родителей (67,7%) считают необходимым ежегодное проведение в школе независимой оценки качества образования. Также 61,0% опрошенных внесли свои предложения по вопросам повышения качества общего образования, высказали желание более активно участвовать в жизни школы, посещать открытые уроки и другие учебные мероприятия.
Проведение данного социологического исследования позволило не только в целом оценить ситуацию в региональной системе общего образования, но и изучить специфику проблем реализации образовательного процесса в рамках отдельных муниципалитетов и школ. Полученные результаты будут использованы Институтом регионального развития Пензенской области в рамках проведения методической работы с целью совершенствования деятельности общеобразовательных организаций области.