В современных условиях во всем мире уделяется большое внимание качеству образования. Качество образования в Российской Федерации провозглашено приоритетом образовательной политики. Особую актуальность и практическую значимость имеет формирование систем оценки качества образования не только на федеральном уровне, но и в масштабе российских регионов, одним из которых является Пензенская область. Такие системы должны обеспечивать высокую объективность выводов о качестве образования, выступать информационной основой при создании эффективных механизмов консультативно-методической помощи педагогам.
В декабре 2016 года Пензенская область вошла в число субъектов – победителей конкурсного отбора Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по реализации мероприятия 5.1 «Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества» Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы. В рамках совместной работы по данному направлению сотрудниками центров естественно-математического образования и мониторинговых исследований качества образования Института подготовлен оценочный инструментарий и разработаны программные технологии для проведения анализа качества образования по математике для обучающихся 10 классов.
В декабре 2017 г. с целью выявления проблем при подготовке к государственной итоговой аттестации в 265 общеобразовательных организациях региона было проведено 329 диагностических процедур, в которых приняло участие 4725 школьников (что составило 90,0% от списочного состава обучающихся десятых классов общеобразовательных организаций Пензенской области). Обработка полученных данных была проведена центром мониторинговых исследований качества образования на базе специализированных программных технологий.
По итогам выполнения региональной контрольной работы большинство обучающихся продемонстрировали высокий уровень подготовки (получили оценки «хорошо» и «отлично»). Были выявлены отдельные недочеты освоения знаний, умений и навыков, диагностируемых в предметных заданиях, однако наибольшие затруднения обучающихся отмечены при выполнении метапредметного блока заданий. Презентация по итогам регионального мониторинга образовательных достижений обучающихся десятых классов по математике представлена на странице «Качество образования» официального сайта ГАОУ ДПО ИРР ПО (Раздел «Региональный мониторинг образовательных достижений обучающихся ОО Пензенской области») ЗДЕСЬ.
В рамках методического вебинара, проведенного сотрудниками центров мониторинговых исследований качества образования и естественно-математического образования Института были представлены количественные итоги региональной контрольной работы, проведен методический анализ и даны практические рекомендации для повышения качества математической подготовки обучающихся. В вебинаре приняли участие представители органов управления образованием 2 городских округов и 10 муниципальных районов, а также педагоги 36 общеобразовательных организаций Пензенской области.
Проведение региональных мониторингов образовательных достижений обучающихся будет продолжено в 2018-2019 учебном году, а практические рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности будут использованы при обновлении дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов.